середу, 1 січня 2014 р.

Огонь горит независимо от политических убеждений

Я смотрю видео с факельного шествия в честь Степана Бандеры. Я смотрю на горящие факелы и понимаю, что сама бы в подобном мероприятии участия не приняла. По двум причинам. Первая заключается в том, что Степан Бандера – не мой герой. Вторая – в том, что меня напрягает любое скопление людей с факелами.

Я рада, что участники акции показали высокий уровень самоорганизации. Я рада, что все действительно было мирно и спокойно (по словам моих друзей, которым я доверяю, и отсутствию истеричных заголовков СМИ). Я рада, что во время этого шествия не произошло хоть сколько-нибудь серьезной провокации, которая могла бы привести к ранению или гибели хотя бы одного человека. А такое могло произойти, несмотря на любую, даже безупречную самоорганизацию.

Что касается первой причины – повторюсь, Степан Бандера – действительно не мой герой. Точно так же, как не мои герои – Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Мартин Лютер Кинг, Франклин Рузвельт, Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Михаил Фрунзе, Александр Колчак, Екатерина Вторая и Наполеон. Я могу уважать или презирать любого из них. Я могу восхищаться ими или считать идиотами, которым власть в руки упала с небес. но я не буду спорить об этом до хрипоты и уж тем более - оскорблять тех, кто со мной несогласен. Я не так воспитана.

У меня другие герои. Например, мой прадед, советский солдат, который воевал за свою землю так, как он ее понимал. Он для меня – герой. Но я никогда, никогда не скажу своему другу, что его прадед – убийца и сволочь, если он понимал борьбу за свою землю по-другому. Потому что тогда все наши предки, участники любой войны – убийцы и сволочи. А все мы – даже не буду говорить, кто…

Мои герои – это те, кто сегодня творит историю. Те, кто стоит на главной площади страны и площадях других городов за идею и изменения, а еще больше те, кто старается сделать жизнь таких борцов хоть чуточку легче – горячим обедом, чаем, теплыми вещами и даже менее осязаемым – правозащитной деятельностью, встречами, планами и проектами, попытками выстроить линию поведения.

Я уважаю людей, у которых стойкие взгляды. Я уважаю тех, кто каждый год поздравляет ветеранов Красной Армии с победой, и тех, кто чтит память солдат ОУН-УПА. Я понимаю, что ветеран любой войны – человек, переживший страшное время. И об этом нужно помнить.

Именно поэтому сегодня, если бы я была в Киеве, я бы не присоединилась к факельному шествию в честь Степана Бандеры. Но я бы ни слова не сказала тем людям, которые сегодня это делали. Потому что это их право, их выбор и их самосознание. И их самосознание может быть ничуть не лучше и не хуже, чем самосознание людей, которые жгут флаги ЕС и чучела кого бы то ни было на площадях Симферополя. Огонь, он горит независимо от политических взглядов и убеждений тех, кто поджигает спичку. Главное, чтобы рядом всегда дежурила пожарная машина. Именно об этом всегда должны заботиться оппоненты. Тогда мы сможем жить не по-европейски или по-азиатски, по-американски или еще как-то – а просто по-человечески. Уважая чужое право на выбор.



Немає коментарів:

Дописати коментар