субота, 25 січня 2014 р.

Оборона как симптом поражения

"Вот уже первая кровь в Донецке", - слышен за кадром голос какой-то женщины. Видео сегодняшней акции донецкого Евромайдана. 50 человек против 1000. Милиция рассматривает облака, кому-то разбили голову. В Симферополе уже неделю собрания активистов Евромайдана не проходят без сопровождения различных движений, более-менее известным из которых является коалиция крымских "русских". В Харькове сегодня: титушки, ультрасы, "неравнодушные граждане", - а шествие под конвоем милиции.

четвер, 16 січня 2014 р.

Доброе утро, моя приговоренная страна!

Как спалось? Как, опять не спала? Это ты, матушка, зря… Все-таки за окном – новый день без лозунгов, митингов, баррикад… Без призывов к борьбе в соцсетях и дотошных журналистов. Люди ходят строем, шепчутся на кухнях и вздрагивают от каждого шороха. Что – нет? Как это – нет? Ведь вчера же… вчера – исторический день! Сбылась мечта миллионов сознательных украинцев! Все прекратили, всех заткнули, сильно умных – запугали!

Или… нет?

Доброе утро, моя приговоренная страна! Страна, которая не ждет помощи и не просит о помиловании. Страна, в которой новые законы принимают, нарушая старые. Страна, в которой нормальная реакция на новый закон – массовое его нарушение. Нельзя писать – будем писать еще больше. Нельзя носить каску – наденем ее все, еще и сфотографируемся для пущей важности. Нельзя ездить в колонне больше 5 авто – соберем в колонну несколько десятков автомобилей.

Потому что мы все уже давно живем по другим законам. По законам чести, совести и справедливости. По законам взаимопомощи и человечности. По всем возможным заповедям и моральным нормам. Потому что мы все уже давно живем в другой стране.
И мы из нее не уйдем, не уедем, не сбежим. И свою страну не сдадим. Свое государство не сдадим. Нам некуда идти и некого бояться. Бога? Он с нами. Закона? Его нет. Силы? Она в людях.

Доброе утро, моя приговоренная страна! Прошла еще одна ночь, а ты все еще не на коленях. Спасибо тебе за это. И знай, что ты будешь жить до тех пор, пока здесь остается хоть один Человек. А Людей здесь гораздо больше, чем нечисти.


Доброе утро, моя приговоренная страна! Приговоренная к свободе и торжеству справедливости. Надеюсь, что нашим детям никогда не придется говорить нам: «Мама, я знаю, что это опасно. Но я не могу по-другому. Это моя страна».  

понеділок, 13 січня 2014 р.

Когда люди встречают людей

На этих выходных я открыла для себя новое понятие – «презумпция доверия». Знаете, что это такое? Это когда гопники штурмуют церковь, а ты сидишь внутри и полностью и безоговорочно доверяешь людям, которые держат оборону. Это когда ты стоишь на площади возле памятника, а вокруг мужчины твоей страны держат кольцо, взяв другу друга под руки, чтобы такие же гопники не порезали кого-то втихаря. Когда ты вечером ждешь такси, а ребята, которых ты впервые в жизни видишь, ждут его вместе с тобой. И тебе не страшно. Ты им доверяешь. Потому что это «наши», и они будут тебя защищать.

Я не знаю, что движет каждым из тех, кто приехал на Форум. Любопытство, желание перемен, желание сменить власть, прийти к власти, взорвать систему, стать гражданином ЕС или трансформировать страну. Но я знаю, что каждый из тех, кто приехал тогда в Харьков, смог в какой-то момент замолчать сам и дать высказаться другим. Знаю, что 97 делегатов смогли принять общую резолюцию, которую создавали рабочие группы из разных, иногда даже катастрофически разных людей, сидя за закрытой дверью в зданиях общественных организаций под угрозой нового штурма. А некоторые этому штурму действительно подверглись.

Мне понравилось, что на этом Форуме было много конструктива. Что люди из разных регионов, часто – из центральных и восточных, рассказывали о своем опыте. О том, что нужно не только выходить на улицы, но и заниматься развитием низовых инициатив, контролем власти на местах. Люди хотели сотрудничать и объединяться. Сегодня все хотят объединяться. Всем нужно чувство чужого плеча. Всем нужно ощущение, что ты не один.

Я рада, что Харьковская власть среагировала так, как среагировала – выгнанными на улицы бюджетниками с плакатами, отморозками с дымовухами, милицией, которая «не определилась» - защищает она нас или способствует титушкам… Потому что люди из Западных регионов ощутили, что такое резервация. Что такое даже не мирный протест – мирный обмен мнениями в условиях слежки, нападений и штурмов. У них такого нет. Здесь – было. А значит, им станет понятнее, в каких условиях приходится действовать людям с востока. И что им (нам) действительна нужна помощь.

Я рада, потому что выгнанные на улицы бюджетники, которые и не видели нас толком, но простояли чуть ли не весь световой день на улице в холоде – уже хотя бы отдаленно начинают понимать, против чего мы выступаем. Я рада, потому что власть сегодня работает для поддержания и развития Майдана лучше, чем любая команда нанятых пиарщиков – такое шоу за бабки не придумаешь!

А еще я рада, что все чаще встречаю Людей. Сильных духом, смелых и с верой в глазах. С верой в то, что мы сможем стать лучше, и в то, что с каждым днем людей, готовых подать руку помощи даже не другу – соседу, случайному прохожему – будет больше. А за каждым шагом одного будет чувствоваться поддержка других. Потому что вместе мы – сила. Сила доверия. И веры в людей.




субота, 4 січня 2014 р.

И все-таки она вертится!

Я надеюсь. Правда. Надеюсь и верю, что кто-то рядом, здесь, совсем близко, тоже думает, что бояться – стыдно. Стыдно и пошло. А боятся демонстративно – еще и глупо в придачу.

Я росла вместе с моей страной, но как-то не заметила, как мои ровесники, друзья и близкие мне люди заразились страхом. Обычным таким бытовым страхом: боялись двойки в школе, боялись опоздать домой, «прийти не по форме», сказать что-то не то, сделать что-то не так… А после, почему-то – объяснить свою позицию, доказать свою правоту, защитить свою оценку, получить право на выбор, изменить что-то в жизни и многое, многое другое.

Сегодня я смотрю по сторонам – и вижу людей, которых все везде устраивает. Ну, абсолютно все. Нахамили в маршрутке – ОК, заслужил. В столовке подсунули вчерашний салат – ладно, переживем. Поставили необъективную оценку – ну, что поделать…

Студент. Биолог. Химик. Философ. Журналист. Архитектор.
Какая разница?!
Человек. Гражданин. Личность.

Я не вижу смысла в митингах, если нас все устраивает. Но я не вижу и смысла в жизни, если нас все устраивает. Устраивать нас все будет в уютной коробочке 2*1 м из любого вида дерева. А до тех пор, мы должны не просто хотеть – мы должны испытывать жизненную необходимость сделать что-то лучше. Хоть чуть-чуть. 1. Сломано – починить. 2. Не работает – исправить. 3. Работает – следить, чтобы работало хорошо, либо повторить пункт 2.

И знаете, я тоже боюсь. Боюсь, что когда-нибудь я встану и скажу, что происходит несправедливость, а за спиной у меня будет гулкая тишина. Тишина, созданная молчанием тех, кто боится. Тех, кого тоже зацепила несправедливость. Им страшно не только выйти вперед – страшно даже поддержать вышедшего. Вот такой тишины я боюсь. Потому что тогда не кто-то победил, а мы все проиграли сами себе. И своей достойной жизни.

И пусть мне после одобрительно прошепчут что-то вроде: «Ты такая молодец, что сказала!» или «Ну ты же понимаешь, я  не хочу проблем…» да хватит уже проблем. Наша самая большая проблема – мы сами. И то, что нас съедает изнутри.

Но я надеюсь. И верю в то, что рядом есть не одно плечо свободного и смелого живого человека. «И все-таки она вертится», друзья! Нам ли с вами этого не знать…



середа, 1 січня 2014 р.

Огонь горит независимо от политических убеждений

Я смотрю видео с факельного шествия в честь Степана Бандеры. Я смотрю на горящие факелы и понимаю, что сама бы в подобном мероприятии участия не приняла. По двум причинам. Первая заключается в том, что Степан Бандера – не мой герой. Вторая – в том, что меня напрягает любое скопление людей с факелами.

Я рада, что участники акции показали высокий уровень самоорганизации. Я рада, что все действительно было мирно и спокойно (по словам моих друзей, которым я доверяю, и отсутствию истеричных заголовков СМИ). Я рада, что во время этого шествия не произошло хоть сколько-нибудь серьезной провокации, которая могла бы привести к ранению или гибели хотя бы одного человека. А такое могло произойти, несмотря на любую, даже безупречную самоорганизацию.

Что касается первой причины – повторюсь, Степан Бандера – действительно не мой герой. Точно так же, как не мои герои – Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Мартин Лютер Кинг, Франклин Рузвельт, Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Михаил Фрунзе, Александр Колчак, Екатерина Вторая и Наполеон. Я могу уважать или презирать любого из них. Я могу восхищаться ими или считать идиотами, которым власть в руки упала с небес. но я не буду спорить об этом до хрипоты и уж тем более - оскорблять тех, кто со мной несогласен. Я не так воспитана.

У меня другие герои. Например, мой прадед, советский солдат, который воевал за свою землю так, как он ее понимал. Он для меня – герой. Но я никогда, никогда не скажу своему другу, что его прадед – убийца и сволочь, если он понимал борьбу за свою землю по-другому. Потому что тогда все наши предки, участники любой войны – убийцы и сволочи. А все мы – даже не буду говорить, кто…

Мои герои – это те, кто сегодня творит историю. Те, кто стоит на главной площади страны и площадях других городов за идею и изменения, а еще больше те, кто старается сделать жизнь таких борцов хоть чуточку легче – горячим обедом, чаем, теплыми вещами и даже менее осязаемым – правозащитной деятельностью, встречами, планами и проектами, попытками выстроить линию поведения.

Я уважаю людей, у которых стойкие взгляды. Я уважаю тех, кто каждый год поздравляет ветеранов Красной Армии с победой, и тех, кто чтит память солдат ОУН-УПА. Я понимаю, что ветеран любой войны – человек, переживший страшное время. И об этом нужно помнить.

Именно поэтому сегодня, если бы я была в Киеве, я бы не присоединилась к факельному шествию в честь Степана Бандеры. Но я бы ни слова не сказала тем людям, которые сегодня это делали. Потому что это их право, их выбор и их самосознание. И их самосознание может быть ничуть не лучше и не хуже, чем самосознание людей, которые жгут флаги ЕС и чучела кого бы то ни было на площадях Симферополя. Огонь, он горит независимо от политических взглядов и убеждений тех, кто поджигает спичку. Главное, чтобы рядом всегда дежурила пожарная машина. Именно об этом всегда должны заботиться оппоненты. Тогда мы сможем жить не по-европейски или по-азиатски, по-американски или еще как-то – а просто по-человечески. Уважая чужое право на выбор.